Как пешеходная навигация в Москве знакомит с историей и делает жителей инициативными
Созданная в столице система навигации — очень удобный инструмент для жителей и гостей города. Она помогает ориентироваться и понимать, где находишься.
Сейчас, в период тотальной цифровизации, QR-коды сопровождают нас везде. Например, в музеях устанавливают такие таблички, чтобы посетители больше узнали о картинах, их авторах или о других экспонатах. Поэтому почему QR-кодам не быть и на указателях?
Перейдя по ним, можно прочитать название объекта, получить дополнительную информацию о нем и создать до него маршрут. Текст об историческом объекте или персоне, именем которой названа улица, преподносится в максимально доступно и понятно.
Пешеходная навигация и история города
В Москве уже установлены указатели к социальным объектам, органам власти и государственным учреждениям. В 2020 году специалисты проработали военно-патриотическую навигацию, позволяющую построить маршрут по памятным объектам. Сейчас пешеходная навигация помогает узнать историю героев Великой Отечественной войны, покорителей космоса, полярников и деятелей культуры.
Но это в основном XX век, а история Москвы гораздо древнее. Я бы хотела, чтобы навигация с QR-кодами охватывала более ранние эпохи. Например, можно добавить указатели, связанные с героями Отечественной войны 1812 года, которые жили в Москве.
На портрете выше изображен Денис Давыдов — один из командиров партизанского движения в период Отечественной войны 1812 года, родился в Москве, крещен в несохранившейся до нашего времени церкви Божией Матери иконы Неопалимой купины близ Девичьего поля.
Еще было бы полезно разместить информацию об уникальных исторических зданиях и объектах культурного наследия. Например, я очень люблю гулять по Басманному и Преображенскому районам, бывать в усадьбе Измайлово на Серебряно-Виноградном пруду. История этих мест тесно связана с детством и юношеством Петра I, с тех времен сохранились здания, видевшие разные события.
Я провела опрос среди студентов. В целом, по их словам, они неплохо ориентируются в Москве и могут без навигатора найти нужное место в чужом районе. Историей города они тоже интересуются. Один из студентов ответил, что любит рассматривать фотографии из прошлого Москвы и сравнивать с тем, как поменялся город. Ребята сказали, что им было бы интересно узнать и об исторических личностях, но больше их все-таки интересуют история зданий и их архитектурно-строительные особенности.
Прим. ред.: на фото ниже — первая в Москве центральная электрическая станция «Георгиевская», ныне музей «Новый Манеж».
Несмотря на то, что я коренная москвичка, не могу сказать, что сама на 100 процентов ориентируюсь в чужих районах. Тем более сейчас очень меняется облик города. Строятся новые жилые комплексы, в том числе на месте промзон, открываются дворы и проходы в центре города, которые когда-то находились за закрытыми воротами.
Инициатива от жителей
Конечно, любой москвич имеет право обратиться с идеей расширить сеть пешеходной навигации с QR-кодами, и органы власти ее рассмотрят. Но практика показывает: чтобы выдвинуть ценное предложение, надо проделать определенную работу. Приведу пример.
Ежегодно в преддверии 9 мая в Москве появляются десятки новых табличек с QR-кодами к памятным объектам, связанным с Великой Отечественной войной. В 2024 году внимание общественности и СМИ привлекли четыре новые таблички с QR-кодами к мемориалу работникам Хлебной базы №31. Установить их предложили местные школьники. Дети не только сами изучили героическую историю коллектива Хлебной базы, но и опросили жителей. Выяснилось, что люди плохо знают историю своего района.
Ребята заручились поддержкой ветеранского сообщества. Вместе они добились одобрения своей инициативы в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. После этого Московский аналитический центр в сфере городского хозяйства, который отвечает за развитие пешеходной навигации в столице, установил таблички.
Знаю, что Московский аналитический центр в этом году реализовал очень интересный проект для учащихся — «Школа юного навигатора». Ребята из района Бирюлево Восточное стали его участниками. Дети учатся ориентироваться в городе без гаджетов и изучают историческое наследие своего района.
Думаю, в этом направлении и нужно продолжать развиваться — привлекать школьников, ветеранов, общественников, педагогов, ученых и других москвичей, которые знают и любят историю своего города.
Кстати, для студентов это тоже было бы полезным и нужным делом. У нас в Государственном университете управления есть направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Урбанистика и управление городом». Там не только знания истории города, но и органов власти Москвы, городских объектов коммунальной или социальной инфраструктуры были бы полезны. Студенты могут узнать что-то новое как раз при проработке системы навигации, изучении деятельности организаций и подготовке описания для таких объектов. В будущем это поможет развить систему навигации в столице еще лучше.