Мимо не пройти: как устроены московские указатели
Москва — огромный мегаполис, с тысячами улиц и переулков, жилых домов, организаций и достопримечательностей. Не заблудиться в городском лабиринте непросто и коренному жителю, а туристам тем более. Лучше ориентироваться в столице помогает продуманная городская навигация, за которую отвечают сотрудники Московского аналитического центра в сфере городского хозяйства (ГБУ «МАЦ»). 18 сентября учреждение отмечает 10-летний юбилей.
Как в Москве создавалась единая система навигации, почему указатели синего цвета и что помогает им не выгорать на солнце — в материале mos.ru.
От дерева и лампы — к светодиодам
Одна из важнейших задач, которой с 2014 года занимаются специалисты МАЦ, — это реализация проекта единой системы пешеходной навигации в Москве. Сегодня в столице установлено более 11,5 тысячи городских указателей. Все они выполнены в одном стиле — синего цвета, с белыми буквами и цифрами. Такой выбор неслучаен. Во-первых, синий и белый не диссонируют с московской архитектурой, не отвлекают жителей и гостей столицы от светофоров, не создают визуальный шум. Во-вторых, такой дизайн сложился в столице исторически.
Мы решили взять старомосковский стиль, принятый еще в XIX веке, когда указатели оформляли на европейский манер: синий фон, белая окантовка, белый шрифт, прямое начертание
Домовые указатели в Москве начали появляться еще в XVIII веке. До этого времени здания узнавали по фамилиям владельцев, а улицы — по названию храма или какого-нибудь известного места поблизости. Первые адресные знаки делали из дерева. Только в XIX столетии их заменили жестяными, а затем — эмалированными.
В советский период указатели стали белыми, а буквы на них — черными. В 1950-е годы дизайн снова изменился: таблички с номерами домов стали делать круглыми, с колпачком сверху. В прорезях по бокам можно было увидеть номер дома, над ним размещали электрическую лампу. Все вместе это напоминало фонарь, в луче которого читался адрес.
«Сегодня домовые указатели оборудованы подсветкой, чтобы в темное время суток службы быстрого реагирования могли найти нужный адрес. Только теперь там не простая лампа, а светодиодные модули, которые позволяют беречь электроэнергию», — добавляет Никита Белостоцкий.
Другое новшество XXI века — QR-коды на городских указателях, которые начали появляться в 2020 году в рамках реализации проекта военно-патриотической навигации.
«С 2020-го мы ставим на улицах указатели с QR-кодами к домам, где жили герои Великой Отечественной войны, а также к памятным местам военных лет. Если навести смартфон на QR-код, появится ссылка, ведущая на сайт с кратчайшим маршрутом к дому или памятнику и описанием военных подвигов героев», — уточняет собеседник mos.ru.
В 2022 году в Москве также начали устанавливать указатели с QR-кодами, ведущие к домам людей, которые внесли большой вклад в развитие авиакосмической отрасли.
В Москве устанавливают два вида указателей: городские, которые мы видим на столбах, и домовые, или адресные. Эти таблички с названиями улиц и номерами домов размещают на каждой городской постройке. Если где-то их еще нет, значит, скоро работники МАЦ дойдут и туда.
Наш приоритет — оснастить указателями все значимые объекты в городе. Это жилые дома, больницы, школы и иные социально значимые учреждения. Мы проверяем их по адресному реестру Москвы, выезжаем на место, смотрим, в каком состоянии указатели. Если они старого образца или отсутствуют, устанавливаем новые. Также наша задача — следить за только что построенными зданиями и открывшимися учреждениями, чтобы вовремя снабдить их указателями
Городские знаки навигации на столбах направляют людей к разным учреждениям и достопримечательностям, а также сообщают, сколько времени до них добираться. О необходимости установки таких указателей сотрудники МАЦ узнают от коллег из исполнительных органов власти.
Когда в Москве появляется новый объект, к которому требуется указатель, работники ГБУ «МАЦ» отправляются на точку, выстраивают оптимальный маршрут от ближайшей станции метро или остановки наземного транспорта до объекта, тестируют его, высчитывают количество минут и затем решают, где поставить стрелочку.
Прежде всего мы смотрим, куда и откуда движутся пешеходы. Знаки навигации должны стоять на их пути. Частота указателей зависит от количества переулков, попадающихся по дороге: чем их больше, чем запутаннее маршрут, тем чаще нужно ставить столбы с табличками. Самый первый указатель обычно устанавливаем в расстоянии километра от объекта
Размер домовых табличек — 130 на 32,5 сантиметра, а городских — 75 на 35. Такие габариты выбраны неслучайно: первые должны быть видны издалека, вторые — читаемы вблизи.
Служить горожанам столичные указатели будут долго — им не грозит выгорание: информационные таблички покрывают специальной UF-пленкой, защищающей от воздействия солнечных лучей. Благодаря такой обработке они продержатся минимум 10 лет.
Это не единственный любопытный факт о знаках навигации. Сотрудники МАЦ вспоминают: к 873-летию Москвы ведомство сделало необычный подарок столице — число указателей на зданиях города выросло до 87 300. Сине-белый лайтбокс с энергосберегающим светодиодом установили на многоквартирном доме по адресу: улица Маршала Тухачевского, дом 58, корпус 3.
«На следующий год планируем установить 100-тысячную домовую табличку», —сообщает Никита Белостоцкий.
Городские указатели размещают на опорах из стальных труб высотой три с половиной метра. «Если сложить длину металлических опор всех городских знаков навигации, то получится примерно 40 километров — расстояние с юга на север Москвы в пределах МКАД. А если выстроить установленные опоры вертикально, то получится высота, равная 4,5 Эвереста или 75 Останкинских башен», — отмечает Никита Белостоцкий.