Евгений Балашов рассказал РИА Недвижимость о проекте пешеходной навигации
Руководитель МАЦ: Система навигации — часть культурного кода Москвы
© РИА Новости / Алексей Никольский
В современном мегаполисе указатели и навигационные таблички могут показаться рудиментами городской инфраструктуры, ведь в век онлайн-технологий горожане чаще смотрят на экран смартфона, а не на уличные знаки. Но на самом деле, считает руководитель ГБУ «Московский аналитический центр в сфере городского хозяйства» (МАЦ) Евгений Балашов, подобное мнение ошибочно. С его точки зрения, даже самый развитый город-миллионник не может существовать без четкой и продуманной системы навигации, которая не только облегчает передвижение пешеходов, но и становится важной частью культурного и социального кода. О том, почему единая система навигации появилась в Москве лишь в 2014 году, в чем ее особенности и как превратить ее в инструмент образования, Балашов рассказал в интервью сайту «РИА Недвижимость».
— Евгений Борисович, какие объекты городской инфраструктуры входят в систему навигации Москвы?— Городская система навигации состоит из нескольких основных элементов.
В первую очередь, это домовые указатели, которые отображают информацию о наименовании улиц, проспектов, площадей, а также номера домов. Они бывают разных типов и размеров, но всегда должны хорошо просматриваться и с магистралей, и с пешеходных тротуаров, чтобы горожанам, автомобилистам и спецтранспорту было легче ориентироваться. Такая навигация помогает жителям нашего почти 13-миллионного мегаполиса найти нужный адрес или объект.Второй элемент — это городские указатели, те самые столбики с синими табличками, которые уже хорошо знакомы москвичам. С их помощью можно найти дорогу к социально значимым учреждениям, государственным и городским предприятиям, объектам культурного и исторического наследия, достопримечательностям, театрам, паркам, домам, где жили исторические личности и герои.И третий элемент — это специальные навигационные конструкции, которые устанавливаются в городе на пути к знаковым культурным, спортивным и другим мероприятиям — например, к местам проведения спортивных соревнований, фестивалей или тематических форумов. Они ориентированы прежде всего на гостей и участников таких событий.
— До 2014 года в Москве не существовало единой системы навигации, несмотря на статус мегаполиса и высокий туристический поток. Что стало ключевой предпосылкой к унификации городской навигации?— Действительно, в отличие от автомобилистов, для которых система навигации формировалась долгие годы, для пешеходов в Москве до 2014 года не существовало единой системы навигации. Приходилось самостоятельно искать социальные и иные объекты по карте или спрашивать дорогу у прохожих.В 2014 году для удобства ориентирования жителей и гостей столицы правительство Москвы приняло решение о формировании единой системы. Этот шаг был ответом на вызов со стороны современного мегаполиса, в котором ежедневно перемещаются не только местные жители, но и более 2 миллионов транзитеров, туристов, гостей столицы. Каждый из них может потеряться в многомиллионном городе, не найтись или не найти нужную услугу или объект вовремя. Поэтому создание единой системы навигации — это логичный ответ на потребности пешеходов и участников движения.
С 2014 года на территории Москвы установлено около 95 тысяч домовых указателей и более 12 тысяч городских указателей. Отличительной особенностью навигационных элементов стало их соответствие специально разработанному единому стандарту.— Какие принципы легли в основу этого стандарта?— Ключевые принципы системы — это доступность, читаемость и однозначность. Навигация стала информативной, местонахождение объектов городской инфраструктуры — очевидным, адресное пространство в Москве в целом структурировалось.Среди дополнительных особенностей системы можно выделить простоту замены ее элементов. Городские указатели при необходимости можно быстро заменить на новые. Плюс, навигационные элементы грамотно вписываются в архитектурный облик Москвы и не нарушают его. Домовые указатели оснащены подсветкой, благодаря которой их хорошо видно в темное время суток.— Бело-синяя гамма для указателей тоже была выбрана из соображений соответствия архитектурному облику?— Этот выбор не случаен. Во-первых, такой цветовой дизайн сложился в столице исторически. Во-вторых, белые буквы и цифры на синем фоне хорошо контрастируют со знаками дорожного движения и сигналами светофоров. В-третьих, бело-синие домовые указатели действительно подходят к зданиям любого архитектурного типа и органично вписываются в городское пространство.
— На городской указатель может попасть любой объект, не только социально значимый или достопримечательность?— Нет, не любой. На городских указателях размещается информация о социально-значимых объектах, а именно образовательных, культурных, религиозных, социальных.— Может ли коммерческий объект попасть на указатель за деньги, если владельцы, скажем, хотят увеличить проходимость?— МАЦ не ведет установку указателей на коммерческой основе. Все работы согласовываются департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.— А жители имеют право инициировать установку или обновление указателя, если в их районе появился востребованный объект или место?— Да, жители могут написать соответствующее обращение на портале «Наш город» и высказаться за установку важных указателей для своего района. При согласовании со столичным департаментом ЖКХ МАЦ проводит соответствующие мероприятия.— Как быстро МАЦ обновляет систему навигации, когда, например, улица возвращает свое историческое название или в городе появляется новый жилой квартал?— В мегаполисе все исчисляется часами, поэтому свою работу мы делаем максимально оперативно, реагируя на соответствующие изменения в городе. Например, в этом году всего за 24 часа были установлены и городские указатели к площадям ЛНР и ДНР.Работы по установке указателей проводятся по поручению правительства Москвы или согласно ежегодному планированию, поэтому к актуализации системы навигации мы готовы всегда.
— Как появление единой системы навигации повлияло на город и его жителей, по наблюдениям МАЦ? Условно говоря, стали ли туристы и горожане меньше блуждать в незнакомых районах?— Сейчас мы больше сосредоточены на исполнении, чем на аналитике, но это интересная задача. Думаю, в ближайшее время мы соберем соответствующие данные и доложим о результатах.В целом же могу сказать, что появление единой системы значительно упростило поиск нужного адреса или объекта, передвижение по городу стало более удобным как для жителей, так и для туристов. В основу концепции единой системы легли реальные потребности людей, благодаря работе специалистов МАЦ каждый человек обязательно найдет дорогу к ближайшей станции метро или МЦД, больнице, театру, школе, административному объекту.— Насколько вообще, на ваш взгляд, актуально развитие системы навигации мегаполиса в век смартфонов и онлайн-карт?— Смартфон — это инструмент для взаимодействия с навигационным пространством, развитием которого мы и занимаемся. У системы навигации большой потенциал, это не только про нумерацию домов.Например, один из наших больших недавних проектов — это установка городских указателей и информационных полей с QR-кодами к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы начали эту работу в 2020 году и продолжаем ее до сих пор, развитие этой патриотической инициативы поддержали 85% из 186 тысяч принявших участие в голосование на портале «Активный гражданин» москвичей. Этот патриотический проект наши специалисты реализуют совместно с Российским военно-историческим обществом, председателем которого является Владимир Мединский, и Музеем Победы.Также в столице действует программа «Памяти народного ополчения», в рамках этого проекта ГБУ «МАЦ» устанавливает городские указатели к объектам, связанным с обороной Москвы (места сбора народного ополчения, формирование дивизий).
Если навести смартфон на QR-код, можно узнать, где жил маршал Константин Константинович Рокоссовский, где находится музей маршала Георгия Константиновича Жукова. Указатели помогают пробудить интерес к истории у всех возрастных категорий горожан.Продуманная система навигации также помогает ориентироваться пожилым людям. Пенсионерам привычнее и проще найти дорогу к нотариусу, храму, музею или МФЦ по табличкам.При дальнейшем развитии система навигации не только значительно облегчит ориентирование в городе, но и станет полноценным пластом культурного кода столицы.— Как именно МАЦ планирует в дальнейшем развивать систему навигации? Стоит ли ожидать, например, внедрения новых технологий?— Развитие навигации в Москве только начинается, QR-коды — это только начало. В МАЦ отличная и очень прогрессивная команда навигации во главе с Наталией Ремезовой, Мариной Соловьевой.
На данный момент прорабатывается вопрос о модернизации и применении современных технологий в системе навигации Москвы. В перспективе возможно внедрение гибкой электроники, которую можно использовать при изготовлении навигационных плашек – тонких, как лист бумаги, с запрограммированной на них нужной информацией.У меня также есть большая личная мечта, которая касается развития единой системы навигации. К сожалению, множество москвичей, которые живут, например, на улицах Мусы Джалиля, Маршала Захарова, бульваре Генерала Карбышева или Зои Космодемьянской недостаточно проинформированы, что это за люди и какую роль они сыграли в истории Москвы и целой страны. Мне бы хотелось, чтобы наша навигация в перспективе стала играть роль полноценного информационного ресурса для москвичей, помогала им в изучении истории собственного города и улицы в первую очередь.
Беседовала Полина ЕРМИЛОВА, специальный корреспондент РИА Недвижимость