Пантеон и Дом колхозника. Рассказываем о грандиозных, но не реализованных проектах советского времени
Рассмотреть уникальные чертежи, фотографии и другие документы, посвященные этим объектам, теперь можно на сайте Главархива Москвы.
Архитектурный облик Москвы сформировали разные эпохи, но, пожалуй, самый яркий отпечаток оставил XX век. Как бы выглядела столица, если бы все грандиозные идеи архитекторов воплотили в жизнь? Представить такой образ города помогут документы на сайте Главархива Москвы, опубликованные совместно с Госинспекцией по недвижимости. Здесь можно увидеть материалы — чертежи, фотографии и текстовые документы — о восьмой сталинской высотке, пантеоне и Доме колхозника на Каланчевской улице. Эти проекты так и не были воплощены в жизнь.
«Это грандиозные проекты, которые непосредственно связаны с одним из переломных моментов в истории нашей страны, передают, на мой взгляд, атмосферу советского времени и характеризуют развитие архитектурно-планировочной мысли ведущих архитекторов», — рассказала Елена Болдина, главный хранитель фондов Главархива Москвы.
Грандиозный Центральный дом колхозника
Проект Центрального дома колхозника относится к 1934 году. Его создал архитектор и академик Алексей Щусев (кстати, он же автор Казанского вокзала, Мавзолея В.И. Ленина и гостиницы «Москва»). Современное здание с элементами классического стиля — скульптурными группами и балюстрадными беседками — хотели построить в районе Каланчевской улицы. А точнее — между Каланчевской улицей, Дьяковским (сейчас — Орликовым) переулком и Садово-Спасской улицей. Проект гостиничного и выставочного комплекса был настолько масштабным, что при условии его реализации он занял бы практически целый квартал.
«Гостиница планировалась на 452 номера. Там также были магазины, ресторан, оранжерея, зал для сельскохозяйственной выставки. Причем на первом этаже могли даже разместить крупную технику, например комбайны. И состояла гостиница из трех корпусов. Монументальное главное здание было высотой 12 этажей, два боковых — по семь этажей», — уточнила Елена Болдина.
Однако здание так и не построили, и историки не могут сказать точно, почему от реализации проекта отказались. Сейчас примерно на этом месте находится бизнес-центр по адресу: Каланчевская улица, дом 15а.
Пантеон вечной славы
Еще один проект — памятник вечной славы великих людей советской страны — задумывался в виде ротонды по аналогии со знаменитыми пантеонами в Риме или Париже. В монументальном здании предполагалось перезахоронить тела вождей — Владимира Ленина и Иосифа Сталина, а также других видных государственных деятелей, которые были на тот момент погребены у Кремлевской стены.
Идея создания пантеона возникла буквально на следующий день после смерти Сталина — 6 марта 1953 года. Для ее реализации даже успели создать специальную комиссию при Академии строительства и архитектуры СССР и объявили открытый конкурс.
«Практически все известные архитекторы того времени приняли участие в этом конкурсе. Но идею так и не осуществили, про нее попросту забыли спустя пару лет, о чем и написал в своем дневнике Александр Твардовский: “Пантеон словно канул в забвение среди насущных дел”», — отметила Елена Болдина.
Не смогли определиться даже с местом предполагаемого строительства пантеона: предлагались Красная площадь, Софийская набережная, Поклонная гора, Ленинские (сейчас — Воробьевы) горы, Парк Горького и Нескучный сад, Рублевское шоссе, парк «Сокольники» и другие. Например, для строительства на Красной площади требовалось снести ГУМ и Исторический музей, а на Воробьевых горах — Андреевский мужской монастырь.
Сталинская высотка в Зарядье
Восьмая — самая высокая и главная — сталинская высотка в честь 800-летнего юбилея Москвы должна была появиться в Зарядье. Дом высотой 275 метров начали строить в 1949 году по проекту архитектора Дмитрия Чечулина.
«Здесь было много жилой застройки, которую требовалось убрать, поэтому строительство началось позже, чем на других объектах. Однако рабочие успели только заложить фундамент и сделать стилобат. Трудно сказать, почему строительство прекратили. От проекта отказались в 1953-м, в этом году в июне арестовывали Лаврентия Берию, который как раз был куратором этой стройки. Еще есть предположение, что причиной могло послужить нежелание автора проекта Дмитрия Чечулина поддержать кампанию против архитектурных излишеств, развернутую в то время Никитой Хрущевым», — рассказала Елена Болдина.
В результате на стилобате восьмой высотки в 1960-е годы возвели гостиницу «Россия» по проекту того же Дмитрия Чечулина, а каркас здания использовали для строительства Центрального стадиона имени Ленина.
Сейчас на том месте, где могла бы стоять высотка, находится парк «Зарядье».
В опубликованных на сайте Главархива документах можно посмотреть фотографии вида на Зарядье со стороны собора Василия Блаженного, общего вида строительной площадки, оборудования и материалов, которые использовались при строительстве, а также археологических артефактов, найденных во время работ.