Статья «ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКВЫ» в журнале «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» № 8 за 2022 год

Материал подготовлен журналом «Энергосбережение» на основе выступления Евгения Балашова, руководителя ГБУ «МАЦ», на пленарном заседании онлайн-форума «Умные технологии Москвы – энергоэффективного города»

С целью повышения эффективности деятельности комплекса городского хозяйства в интересах граждан и аналитической поддержки принятия управленческих решений в 2019 году заместителем мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства П. П. Бирюковым был предложен проект создания Центра управления комплекса городского хозяйства (ЦУ КГХ). Проект был одобрен мэром Москвы С.С. Собяниным и запущен в мае 2022 года. Благодаря реализации проекта ЦУ КГХ столица получает уникальный опыт в области цифровизации современного мегаполиса.

Динамичное развитие инфраструктуры столицы и дальнейшая реализация стратегии «Умный город – 2030» во многом зависят от формирования единого цифрового пространства в сфере управления городским хозяйством. Несмотря на значительное развитие автоматизации, существующие информационные системы комплекса городского хозяйства были зачастую разрознены и являлись частью десятков информационных систем более высокого уровня. Разные конфигурации, отсутствие обобщенных данных по классам объектов, их функциональным связям и алгоритмам раньше затрудняли интерпретацию картины в целом, и в первую очередь в межотраслевых проектах. Для изменения ситуации был создан Центр управления комплекса городского хозяйства.

Цели и задачи ЦУ КГХ

Цель создания Центра управления комплекса городского хозяйства – рост эффективности управления городским хозяйством для повышения качества жизни граждан за счет более прозрачного и оптимизированного подхода к управлению КГХ. В задачи ЦУ КГХ в рамках аналитической работы входит:

  • ежедневное круглосуточное оперативное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти города Москвы, ресурсоснабжающими организациями, инженерными и иными организациями комплекса городского хозяйства в рамках ситуационного зала ЦУ КГХ, при работе в автоматизированной информационной системе Центра управления комплекса городского хозяйства (АИС ЦУ КГХ), видео­конференц­связи и иных инструментов, обе- спечение наполнения АИС ЦУ КГХ данными о деятельности организаций КГХ;
  • формирование и актуализация отчетов по аналитическим направлениям, корректировка форм и структур аналитических отчетов, стратегический анализ и прогнозирование;
  • контроль исполнения поручений и выполнения мероприятий
  • ЦУ КГХ оснащен самым современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением.

АИС ЦУ КГХ

Автоматизированная информационная система Центра управления комплекса городского хозяйства создана Департаментом информационных технологий города Москвы, объединяет различные городские системы и позволяет про водить общегородскую аналитику по единым стандартам. Единые правила взаимодействия и стандартизация позволяют максимально оперативно принимать управленческие решения, которые влияют на рост качества жизни горожан. В результате:

  • управленческие решения принимаются оперативно.
    Межведомственный обмен данными позволяет принимать оперативные управленческие решения без потери времени, дублирующих операций, бумажного документооборота и лишних (ручных) трудозатрат
  • актуальная информация выводится на видеостену.
    Обработанная системой актуальная информация выводится на видеостену ситуационного зала в виде виджетов, карт, видеопотока, отражается на экране штаба ЦУ КГХ и на мониторах руководителей в режиме реального времени.

Жилищно-коммунальное хозяйство Москвы

Жилищно­коммунальное хозяйство Москвы – одно из крупнейших в мире. Оно включает:

  • содержание 24 613 дворовых территорий и 34 350 мно- гоквартирных домов (МКД);
  • 120 млн м2 дорог, объектов озеленения, общая площадь которых 886,3 млн м2;
  • содержание и капитальный ремонт 6, 5 млн м2 технико­инженерных сооружений (в эксплуатации находится 1 774 инженерных сооружения);
  • систему электроснабжения: 651 центр питания, трансформаторная мощность которых 61 530 МВА. Протяженность ЛЭП составляет 222 510 км;
  • систему освещения, включающую 603 498 устройств наружного освещения, 2 054 объекта архитектурно­ художественной подсветки с 339 952 осветительными приборами архитектурно­художественной подсветки, 745 554 светильника;
  • систему газоснабжения: протяженность газовых сетей 7 590 км;
  • систему теплоснабжения: 149 источников тепловой энергии с установленной тепловой мощностью 5 923,3 Гкал/ч. Протяженность тепловых сетей 17 190 км;
  • системы водоснабжения, водоотведения и водостока с протяженностью сетей: водосточных 8 278 074,61 м, водоснабжения более 13 160 км, водоотведения более 9 050 км, а также 296 993 смотровых колодца и 111 315 водоприемных колодцев;
  • коммунальные коллекторы протяженностью 0,8 тыс. км и инженерные сети в коллекторах про- тяженностью 29 850 км.

Аналитическая работа в ЦУ КГХ

Участники информационного обмена ЦУ КГХ

Данные по 1000 показателей

Автоматизированная информационная система ЦУ КГХ получает данные примерно по 1000 показателей из 50 разных источников: от оперативных служб города, ресурсоснабжающих организаций, инже- нерных компаний, контрольно­надзорных органов, жителей города (через портал «Наш город» и информационную систему Единого диспетчерского центра), а также с телеметрических устройств. Это до 60 тыс. событий ежесуточно, все они ранжируются по степени критичности.

Эффект от создания ЦУ КГХ

Создание Центра управления комплекса городского хозяйства принесет значимые результаты сразу в нескольких сферах:

  • Управление:
  • создание единого информационного пространства;
  • повышение скорости и качества обработки данных;
  • повышение оперативности принятия решений.
  • Экономика:
  • оптимизация расходов – улучшение координации работ и перераспределения ресурсов;
  • предсказательная аналитика – сценарии развития отрасли в целом, отдельных ситуаций и организаций;
  • анализ рисков при реализации новых проектов и инициатив.
  • Координация:
  • организация штабов и оперативного взаимодействия, в том числе в межотраслевых проектах.
  • Автоматизация:
  • полнота и точность данных в автоматизированной ин- формационной системе (АИС ЦУ КГХ);
  • агрегация информации (объединение и сопоставление массивов);
  • автоматизация процесса анализа больших данных (Big Data).

Итак, Центр управления комплекса городского хозяйства – это новый уровень цифровой аналитики в управлении городской агломерацией. Текущая ситуация отслеживается максимально полно. Агрегация больших данных позволяет принимать текущие и стратегические управленческие решения в режиме онлайн и предупреждать на основе комплексной аналитики возможные инциденты, нивелировать их последствия. Центр объединил ключевые источники информации разных структур, что позволяет максимально полно отслеживать текущую ситуацию и прогнозы ее изменения. Деятельность КГХ ограждена от рисков. В результате оперативного и стратегического анализа данных в режиме 24/7 повысилась оптимальность принятия управленческих решений, в том числе ситуативных. Автоматизация анализа поднимает предсказательную аналитику на новый уровень: позволяет выявлять слепые зоны в мониторинге инфраструктуры, делать расширенные прогнозы развития города и минимизировать риски по всем направлениям деятельности КГХ.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЕВГЕНИЯ БАЛАШОВА НА
ОНЛАЙН-ФОРУМЕ

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера. Обработка Ваших персональных данных производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 №152-Ф3 "О персональных данных".

Принять