День Сети: как перевод соцуслуг в онлайн изменил жизнь москвичей
Москва продолжает переводить все больше государственных услуг в онлайн-формат.
22 сентября во всем мире отмечают День Сети. Люди отдают дань уважения тому, как доступ к информации в интернете изменил жизнь всего общества. Департамент труда и социальной защиты населения Москвы рассказал об удобстве оказания услуг в онлайн-формате.
«Сегодня москвичи могут получить в электронном виде 34 госуслуги по направлениям соцзащиты и труда. Кроме того, предоставление услуг в дистанционном формате оказалось крайне востребовано у социальных работников. Они заказывают продукты и товары первой необходимости для своих подопечных через интернет, а не тратят время на походы по магазинам. Благодаря этому теперь 55 процентов времени соцработника направлено на работу непосредственно с людьми», — отметил руководитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Евгений Стружак.
Дистанционные сервисы используют и во время функциональной диагностики — первичной процедуры, необходимой для перевода на надомное социальное обслуживание. Процесс от формирования графика проведения диагностики и передачи ее результатов до создания индивидуального набора социальных услуг автоматизирован (с помощью планшета и информационной системы). Отсутствие бумажных носителей и полная защита персональных данных позволяют социальному инспектору все свое внимание уделять только подопечному, даже если нет доступа к интернету.
Сделать все онлайн-сервисы удобными и современными — один из главных вызовов, с которым удалось справиться столичной службе занятости. Весной прошлого года, в начале пандемии COVID-19, упростили процесс подачи заявок, увеличили пропускную способность сайта службы занятости, ввели новые алгоритмы взаимодействия. Благодаря этому обращения стали обрабатывать гораздо быстрее. Дистанционно подать заявку на поиск работы и карьерное консультирование в службе занятости можно на mos.ru, воспользовавшись услугой «Запись в центры госуслуг и ведомства».
Москвичи могут подать заявление онлайн на предоставление следующих услуг: поиск работы, тестирование профессиональных и личностных компетенций, получение профессионального обучения, помощь в открытии собственного дела и регистрации самозанятости на сайте центра занятости населения «Моя работа». Тренинги и групповые консультации проводят в дистанционном формате, записаться на них можно на сайте центра «Моя работа» и специализированного центра «Моя карьера». Подать онлайн-заявку на получение услуги по сопровождаемому трудоустройству можно на mos.ru.
«Электронные сервисы прочно вошли в нашу жизнь и занимают значительное место. Онлайн-формат позволяет сократить время подачи заявления и получения услуги. Сейчас в электронный вид переведено порядка 23 процентов услуг Департамента труда и соцзащиты, к концу года планируем этот показатель увеличить практически до 30 процентов. Мы стремимся к тому, чтобы любую услугу можно было получить через интернет, не выходя из дома», — рассказала Елена Шинкарук, председатель городского Комитета государственных услуг.
Как отметили в Департаменте информационных технологий, электронные услуги для пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья — важная часть развития цифровой инклюзии и способ сделать город доступным для всех. За последний год госуслугами на mos.ru воспользовались 73 процента горожан в возрасте от 55 до 65 лет и 58 процентов — старше 65 лет. Больше половины людей старшего возраста чаще, чем представители других возрастных категорий, отмечают простоту и удобство городских электронных сервисов.
Фото Е. Самарина. Mos.ru
В связи с пандемией COVID-19 многие виды психологической помощи стали доступны онлайн. Московская служба психологической помощи и сейчас использует дистанционный формат, проводит вебинары и видеоконсультации. Круглосуточно работает телефон неотложной психологической помощи 051 и психологический онлайн-чат Don’t Panic. С начала года сюда обратились более 84 тысяч человек.
Для обращений москвичей с нарушениями слуха Департамент труда и социальной защиты населения разработал неголосовой сервис — центр помощи «Говори руками». Чтобы оставить заявку, нужно отправить сообщение в форме текста или видео в одном из мессенджеров (WhatsАpp, Viber, «Телеграм», «Скайп») GovoriRukami, СМС по телефону: +7 (926) 870-44-44 или позвонить по видеосвязи. Дополнительно можно направить письменное обращение или записать видеосообщение на русском жестовом языке и прислать его на электронную почту: GovoriRukami@mos.ru. За время существования сервиса горожане обратились за поддержкой более 3,7 тысячи раз.
В марте прошлого года занятия проекта «Московское долголетие» тоже перевели в онлайн-формат. Занятия проходили по 30 направлениям, которые посещали более 80 тысяч горожан старшего возраста. Также в рамках проекта проводятся курсы компьютерной грамотности и обучения работе на смартфоне. С конца прошлого года появилась возможность подать заявку на участие в проекте, а также в его конкретных онлайн-группах через mos.ru.
В 2020 году из-за сложной эпидемиологической обстановки участники объединений «Моих социальных центров» начали осваивать новый формат виртуального общения. На сегодняшний день более 4,5 тысячи посетителей стали участниками 178 онлайн-клубов. Лидеры объединений и активисты «Моих социальных центров» провели уже более пяти тысяч дистанционных мероприятий.
На портале mos.ru представлено свыше 380 онлайн-услуг и сервисов, сегодня ими пользуются более 14 миллионов человек.
Оригинал публикации: