Статья «ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКВЫ» в журнале «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» № 8 за 2022 год
Материал подготовлен журналом «Энергосбережение» на основе выступления Евгения Балашова, руководителя ГБУ «МАЦ», на пленарном заседании онлайн-форума «Умные технологии Москвы – энергоэффективного города»
С целью повышения эффективности деятельности комплекса городского хозяйства в интересах граждан и аналитической поддержки принятия управленческих решений в 2019 году заместителем мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства П. П. Бирюковым был предложен проект создания Центра управления комплекса городского хозяйства (ЦУ КГХ). Проект был одобрен мэром Москвы С.С. Собяниным и запущен в мае 2022 года. Благодаря реализации проекта ЦУ КГХ столица получает уникальный опыт в области цифровизации современного мегаполиса.
Динамичное развитие инфраструктуры столицы и дальнейшая реализация стратегии «Умный город – 2030» во многом зависят от формирования единого цифрового пространства в сфере управления городским хозяйством. Несмотря на значительное развитие автоматизации, существующие информационные системы комплекса городского хозяйства были зачастую разрознены и являлись частью десятков информационных систем более высокого уровня. Разные конфигурации, отсутствие обобщенных данных по классам объектов, их функциональным связям и алгоритмам раньше затрудняли интерпретацию картины в целом, и в первую очередь в межотраслевых проектах. Для изменения ситуации был создан Центр управления комплекса городского хозяйства.
Цели и задачи ЦУ КГХ
Цель создания Центра управления комплекса городского хозяйства – рост эффективности управления городским хозяйством для повышения качества жизни граждан за счет более прозрачного и оптимизированного подхода к управлению КГХ. В задачи ЦУ КГХ в рамках аналитической работы входит:
- ежедневное круглосуточное оперативное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти города Москвы, ресурсоснабжающими организациями, инженерными и иными организациями комплекса городского хозяйства в рамках ситуационного зала ЦУ КГХ, при работе в автоматизированной информационной системе Центра управления комплекса городского хозяйства (АИС ЦУ КГХ), видеоконференцсвязи и иных инструментов, обе- спечение наполнения АИС ЦУ КГХ данными о деятельности организаций КГХ;
- формирование и актуализация отчетов по аналитическим направлениям, корректировка форм и структур аналитических отчетов, стратегический анализ и прогнозирование;
- контроль исполнения поручений и выполнения мероприятий
- ЦУ КГХ оснащен самым современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением.
АИС ЦУ КГХ
Автоматизированная информационная система Центра управления комплекса городского хозяйства создана Департаментом информационных технологий города Москвы, объединяет различные городские системы и позволяет про водить общегородскую аналитику по единым стандартам. Единые правила взаимодействия и стандартизация позволяют максимально оперативно принимать управленческие решения, которые влияют на рост качества жизни горожан. В результате:
- управленческие решения принимаются оперативно.
Межведомственный обмен данными позволяет принимать оперативные управленческие решения без потери времени, дублирующих операций, бумажного документооборота и лишних (ручных) трудозатрат - актуальная информация выводится на видеостену.
Обработанная системой актуальная информация выводится на видеостену ситуационного зала в виде виджетов, карт, видеопотока, отражается на экране штаба ЦУ КГХ и на мониторах руководителей в режиме реального времени.
Жилищно-коммунальное хозяйство Москвы
Жилищнокоммунальное хозяйство Москвы – одно из крупнейших в мире. Оно включает:
- содержание 24 613 дворовых территорий и 34 350 мно- гоквартирных домов (МКД);
- 120 млн м2 дорог, объектов озеленения, общая площадь которых 886,3 млн м2;
- содержание и капитальный ремонт 6, 5 млн м2 техникоинженерных сооружений (в эксплуатации находится 1 774 инженерных сооружения);
- систему электроснабжения: 651 центр питания, трансформаторная мощность которых 61 530 МВА. Протяженность ЛЭП составляет 222 510 км;
- систему освещения, включающую 603 498 устройств наружного освещения, 2 054 объекта архитектурно художественной подсветки с 339 952 осветительными приборами архитектурнохудожественной подсветки, 745 554 светильника;
- систему газоснабжения: протяженность газовых сетей 7 590 км;
- систему теплоснабжения: 149 источников тепловой энергии с установленной тепловой мощностью 5 923,3 Гкал/ч. Протяженность тепловых сетей 17 190 км;
- системы водоснабжения, водоотведения и водостока с протяженностью сетей: водосточных 8 278 074,61 м, водоснабжения более 13 160 км, водоотведения более 9 050 км, а также 296 993 смотровых колодца и 111 315 водоприемных колодцев;
- коммунальные коллекторы протяженностью 0,8 тыс. км и инженерные сети в коллекторах про- тяженностью 29 850 км.
Аналитическая работа в ЦУ КГХ
Участники информационного обмена ЦУ КГХ
Данные по 1000 показателей
Автоматизированная информационная система ЦУ КГХ получает данные примерно по 1000 показателей из 50 разных источников: от оперативных служб города, ресурсоснабжающих организаций, инже- нерных компаний, контрольнонадзорных органов, жителей города (через портал «Наш город» и информационную систему Единого диспетчерского центра), а также с телеметрических устройств. Это до 60 тыс. событий ежесуточно, все они ранжируются по степени критичности.
Эффект от создания ЦУ КГХ
Создание Центра управления комплекса городского хозяйства принесет значимые результаты сразу в нескольких сферах:
- Управление:
- создание единого информационного пространства;
- повышение скорости и качества обработки данных;
- повышение оперативности принятия решений.
- Экономика:
- оптимизация расходов – улучшение координации работ и перераспределения ресурсов;
- предсказательная аналитика – сценарии развития отрасли в целом, отдельных ситуаций и организаций;
- анализ рисков при реализации новых проектов и инициатив.
- Координация:
- организация штабов и оперативного взаимодействия, в том числе в межотраслевых проектах.
- Автоматизация:
- полнота и точность данных в автоматизированной ин- формационной системе (АИС ЦУ КГХ);
- агрегация информации (объединение и сопоставление массивов);
- автоматизация процесса анализа больших данных (Big Data).
Итак, Центр управления комплекса городского хозяйства – это новый уровень цифровой аналитики в управлении городской агломерацией. Текущая ситуация отслеживается максимально полно. Агрегация больших данных позволяет принимать текущие и стратегические управленческие решения в режиме онлайн и предупреждать на основе комплексной аналитики возможные инциденты, нивелировать их последствия. Центр объединил ключевые источники информации разных структур, что позволяет максимально полно отслеживать текущую ситуацию и прогнозы ее изменения. Деятельность КГХ ограждена от рисков. В результате оперативного и стратегического анализа данных в режиме 24/7 повысилась оптимальность принятия управленческих решений, в том числе ситуативных. Автоматизация анализа поднимает предсказательную аналитику на новый уровень: позволяет выявлять слепые зоны в мониторинге инфраструктуры, делать расширенные прогнозы развития города и минимизировать риски по всем направлениям деятельности КГХ.